14:51 

Мегамозг vs. Гадкий Я

Коалиция Максов
All Hail Krieg!

гадкий я мегамозг Злодейская тематика громовой поступью шагает по планете - в прошлом году, к примеру, на экраны всего мира вышли "Мегамозг" и "Гадкий Я", два шикарных мультфильма о тяжкой доле сумрачных гениев. Оба они на первый взгляд очень похожи (возможно, тому виной треклятое 3D) - сперва я хотел даже писать про них эдакую двойную рецензию, где скрупулёзно и дотошно сравнивались бы доктор Нефарио с рыбкой Прислужником, а милые жёлтенькие миньоны - с жутковатыми безликими дронами... Я, было, даже начал её писать, но где-то на середине бросил. Глупо ставить сказку для детей младшего школьного возраста в один ряд с серьёзным произведением, в котором поразительно тонко и грамотно не только обыграны самые известные злодейские штампы, но и даны ответы на мучительные для всех тёмных владык вопросы - как и зачем сотрудничать с ненавистным Добром, что делать с властью после её долгожданного завоевания, почему ни один злодей ни в коем случае не должен вешать на себя ярлык злодея... Так что пусть лучше эта рецензия расскажет о том, в чём "Мегамозг" переплюнул "Гадкого Я" и почему, несмотря на это, "Гадкий Я" - тоже отличный мультик, который смело можно показывать и детям, и друзьям. Так будет правильней.

Ах да, предупреждаю сразу - здесь будет множество занудных рассуждений, глубокомысленных пассажей и просто-таки зашкаливающее количество спойлеров. Рецензия задумывалась с самого начала как, типа, эдакий серьёзный текст, поэтому не обессудьте в случае чего. Уфф, всё. Кажется, всех предупредил. Погнали.

1. Как он дошёл до жизни такой?

moon Что делает злодея злодеем, что толкает его на кривую дорожку? Авторы "Гадкого Я" вопросом мотивации не очень-то задаются, да и зрителя им тоже не загружают - о прошлом мистера Грю и его тяжких душевных метаниях нам практически ничего неизвестно, а красть с неба Луну и совершать другие мелкие пакости его толкает всего-навсего стремление к деньгам и славе. По большей части к славе, конечно же, ведь так охота стать Самым Великим Злодеем В Истории Человечества! Ну а загнать Луну оному человечеству обратно за огромные бабки - это уже так, приятное дополнение. С Грю всё, в общем, понятно - самый тривиальнейший негодяй и жулик, ничего лишнего.

child История Мегамозга куда более драматична. Он мало того что пришелец из космоса, так ещё и последний представитель своего рода. Ещё во младенчестве он был отправлен с родной, уже обречённой планеты на далёкую Землю, где и вырос в злобного сумеречного гения. Ну а в кого ещё, спрашивается, он мог вырасти, если его никто из ребят в "щкьоле" (да, своеобразный акцент - фишка нашего антигероя) не жаловал, а гениальные поделки, что он конструировал на уроках и после, годились лишь на разрушение, хаос и общую погибель?.. Проблема мотивации - вообще один из ключевых пунктов создания отрицательного персонажа, и здесь авторы фильма пошли по простейшему из путей: мне, мол, не дали конфетку, поэтому я вырасту и взорву конфетную фабрику. Что ж, на фоне жадного и тщеславного мистера Грю наш большеголовый друг даже с такой мотивацией кажется более проработанной и глубокой личностью.

2. Остановись, во имя Добра!

vector Кто противостоит злодеям на их нелёгком злодейском поприще? Конечно же, Настоящие Герои - целое сонмище благородных бэтмэнов, суперменов да людей-пауков в неизменных плавках поверх цветного трико. В случае с "Гадким Я" этот незыблемый закон вселенной, впрочем, нарушается - слишком уж Грю обычен и будничен, даже героя на него не стали выделять. Зато есть молодой, пробивной, подающий надежды суперзлодей-конкурент, и вот уже они с Грю отчаянно пытаются друг друга перезлодеить. На кону - Луна, слава Великого Из Великих и, конечно же, те самые огромные бабки. Всё, как и в первом случае, предельно просто и понятно - вот "хороший" злодей, вот "плохой". За "хорошего" надо болеть, проигрышам "плохого" радоваться. А Герой... да кому они вообще в наше время нужны? Тю.

megamind-metro-man Конечно, авторов "Гадкого Я" стоит за этот подход похвалить - Борьба Бобра С Ослом уже давно набила всем оскомину, и если бы трёхмерная нога Героя всё-таки ступила на один экран с Грю, потребовался бы большой талант, чтобы всё не опошлить и не запороть. У авторов "Мегамозга" этого таланта хоть отбавляй - чего стоит хотя бы страшная смерть (хоть и мнимая, как выяснилось впоследствии) могучего и благородного Метромэна в первые же минуты фильма! Кстати сказать, увидав скелет поверженного супостата, как-то сразу проникаешься ощущением: мультик серьёзный, раз в нём и покалечиться, и насмерть убиться можно... Но вернёмся к ещё живому Метромэну (которого почему-то наши доблестные переводчики нарекли Мачомэном), классическому супергерою-в-трико, хранящему мир и спокойствие в городе Метро-Сити - городе, в котором сам Мегамозг, как водится, жаждет господствовать. Эти двое знакомы с ранних лет, и к настоящему дню из их трогательной детской вражды выросла прочная и незыблемая система - один регулярно пытается захватить город, другой спасает его и даёт злодею отпор, мирные жители радуются и аплодируют, равновесию сил ничто не угрожает. Не было бы Мегамозга - Метромэну было бы нечего делать. Убив Метромэна, с той же проблемой сталкивается и Мегамозг. Что он теперь должен делать, когда город в его руках? Чего вообще стоит Зло без Добра? И чем оно может стать, если надолго предоставить его самому себе?..

3. Я был неправ, исправлюсь!

гадкий я Была такая строчка в советской детской песенке: "Чтобы-чтобы-чтобы снова добрый злого победил, чтобы добрый чтобы злого стать хорошим убедил..." Ну а кто или что убеждает исправиться наших антигероев (как-никак это ведь фильмы семейные, и цинично сбросить столь обаятельного злодея со скалы на глазах у бедных детишек вовсе не комильфо - обязательно нужно продемонстрировать чудеса педагогики и перевоспитать)? С Грю, как всегда, всё просто и понятно - завёл себе семейку из трёх девочек-непосед ради очередного хитрого плана, постепенно проникся к ним любовью, плюнул в конце концов на Луну и зажил счастливо. Что ж, даже прожжённым мерзавцам ничто человеческое не чуждо, и искренняя любовь однажды растопит даже самое чёрствое сердце... Но и здесь история Мегамозга сложнее.

7dc70a57c238446889ba201646841add Наш синий злодей, заполучив наконец в свои лапы город, просто таки с ума сходит от скуки. Пакостить простым смертным ему не так интересно, как покойному Метромэну (людишки - существа непрочные, тут и до геноцида недалеко), и он не находит в конце концов ничего лучше, чем начать заниматься столь ненавистными в прошлом добрыми делами. Во всяком случае, общественно полезными - уборкой мусора, ловлей мелких карманников... Город становится лучше, жители снова радуются и аплодируют, но тут у злодея случается острый приступ когнитивного диссонанса - как же так, на словах он великий тиран и вредитель, а на деле - наоборот!? Отказаться от имиджа "плохого парня" и принять себя таким, каков он есть, Мегамозгу мешают принципы и, видимо, просто великая сила привычки. Здесь, кстати, мы наблюдаем ещё одну оборотную сторону злодейства - выбранный имидж диктует вполне определённые средства и методы, а шаг вправо-влево - это шаг в сторону Добра, что равносильно предательству и осквернению святых идеалов. Именно эта дилемма часто толкает антигероев на заведомо глупые поступки, оборачивающиеся впоследствии их поражением и гибелью. Такой поступок совершает и Мегамозг, когда пытается своими силами восстановить поломанную систему, внедрив гены Метромена в тело какого-нибудь благородного простолюдина. Который проверку на благородство вполне предсказуемо проваливает.

4. Герой-злодей, или Вне системы

f2fef5 Тема противостояния "хорошего" злодея и "плохого" не обошла стороной и Мегамозга. Здесь мы, на первый взгляд, видим похожие сюжетные ходы - в "Гадком Я" в конце концов Вектор похищает бедных девочек и требует от Грю вернуть украденное таки небесное тело, а в "Мегамозге" Титан похищает возлюбленную антигероя, привязывает её к башне и зовёт своего создателя на смертный бой. Так чем же отличается Титан от Вектора? Тем, что он не просто очередной злодей-конкурент, а безжалостный противник системы, винтиком которой должен был стать.

1_319 Мегамозг создал супергероя Титана, чтобы с чистой совестью "играть" привычную роль главного городского злодея, но вдруг оказалось, что Титан-то вовсе и не хочет быть супергероем! Не заморачиваясь особо с тяжким выбором, он бросился воровать, жечь и уничтожать всё вокруг, и Мегамозгу в очередной раз пришлось выступить в столь непривычной роли спасителя Метро-Сити. Здесь он, пожалуй, смог впервые убедиться, что его "злодейства" по сравнению с буйством Титана - просто ничто. И понял, что злодеем быть не может, да и никогда, по сути, не был. И с победой над Титаном завершилось его преображение из злодея в... самого себя.

Итог

Когда я вышел из кинотеатра после "Мегамозга", долго молчал и не мог ничего сказать. Не потому, что мультфильм грустный или излишне серьёзный, вовсе нет (совсем даже наоборот) - просто я осознал, что авторы раскрыли самую суть злодейства, описали все "подводные камни" так, как никто на моей памяти ещё не описывал. По крайней мере за полтора часа. По крайней мере в детском мультике, где и весёлых шуток полно, и главные герои замечательные, и графика просто на высоте... Возможно, авторы и сами не знали, сколько прекрасного лежит на "втором слое" их творения, но мне лично показалось, что "Мегамозг" - не просто очередной мультфильм про "плохих парней", а целая мини-энциклопедия для начинающего тёмного гения. Ведь каждый волен видеть в вещи то, что он хочет, правда?

А "Гадкий Я" - просто хороший, добрый, светлый мультфильм, эдакий "мегамозг-лайт", который в первую очередь делали для детей, а уже потом - для воинствующих поклонников сверхзлодейства вроде меня. Отсылок к классике там меньше, "второй слой" отсутствует, зато есть милые жёлтые миньоны и единорог. И Грю, который тоже понял в конце концов, что если ты злодей, ты не обязан быть при этом мразью и чудовищем.

Вот так-то.

 

gadkiy_ja_line


@темы: Рецензии, ФИЛЬМЫ

URL
Комментарии
2011-05-28 в 15:15 

[hapkom]
Слышим шепот Мортис
Хорошая статья, но есть два момента. Можешь кстати потом дропнуть комментарий, но в статье надо бы поправить.
Что делает злодея злодеем, что толкает его на кривую дорожку? Авторы "Гадкого Я" вопросом мотивации не очень-то задаются, да и зрителя им тоже не загружают - о прошлом мистера Грю и его тяжких душевных метаниях нам практически ничего неизвестно
известно достаточно - суть именно в том, что его постоянно опускала родная мать, следовательно он и стал таким замкнутым. Комплекс неполноценности. ИМХО один из самых вменяемых сюжетных ходов в фильме - когда показывают очень короткие флешбеки

"щкьоле" (да, своеобразный акцент - фишка нашего антигероя)
замес был в другом, а именно в:

   

Коалиция Максов

главная